Магия города Октябрьский
 
ФорумКалендарьЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Танец Шивы (Октябрьский)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Некяфир
Admin
avatar

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-06-23

СообщениеТема: Танец Шивы (Октябрьский)   Вт Июн 23, 2015 11:11 pm



Tāṇḍava ( ताण्डव ) — танец, исполняемый индуистским богом Шивой, где он перевоплощается в иконографический образ Натараджа (Короля танца).

Бог Шива* в своей ипостаси НатарАджа (санскр.** нАта - танец + драма; рАджа - владыка, повелитель, царь) - один из самых ярких образов, связанных с Индией. Его облик знаком очень многим - это танцующая фигурка с четырьмя руками. Шива изображен в изящной танцевальной позе, одна пара его рук сомкнута в абхАя мУдре (абхАя - бесстрашие, мУдра - знак, символ), вторая пара держит всеочищающий космический огонь (Агни) - символ трансформации и барабанчик (дАмару) - символ всего творения и олицетворение самой жизни.

Индийцы называют жизнь космическим танцем (Тандава), и Шиве отводится в этом процессе самая важная роль: он главный исполнитель этого действа. Пока танцует бог Шива, живут все существа. Прекращение этого танца означает прекращение жизни и начало распада.

Танец Тандава:

Сами индусы рассматривают танец тандаву в пяти видах:

01- адбхУта тАндава - это удивительный и чудесный танец;
02- анАнда тАндава - это танец, вызывающий пречистый восторг, духовный экстаз;
03 - анаварАта тАндава - это танец непрекращающийся, вечный;
04 - самхАра тАндава - это танец разрушительный по своей силе, мощи и энергии;
05 - пралАя тАндава - это танец, в конечном итоге приводящий к распаду и исчезновению.

Согласно индуистской мифологии тандава Шивы является энергичным танцем, который является источником цикла «создание-охранение-разрушение». По мнению некоторых исследователей, в этом танце наиболее полно выражена амбивалентность Шивы, который в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение. Этим он поддерживает своеобразный ритм процесса творения. В то время, как Рудра-тандава выражает «разрушительный» аспект бога, сначала создающего, но затем уничтожающего вселенную, то Ананда-тандава выступает уже как «танец радости» Шивы.

Наиболее знаменита Ананда-тандава, танец, который символизирует пять функций Шивы в их единстве: шришти (создание (мира)), стхити (охранение), самхара (разрушение), тиробхава (иллюзия/сокрытие) и ануграха (милосердие). В индуистской иконографии во время этого танца Шива представляется с 4 руками и с поднятой до половины своего тела левой ногой. Правая нога Шивы, которую он держит полусогнутой, попирает карлика Апасмару, демона невежества. В руках Шивы находятся барабанчик-дамару и пламя. Голову бога украшают перья павлинов, полумесяц, череп, а в волосах Шивы течёт Ганга. Иногда вокруг фигуры бога присутствует кольцо огня.

Этот танец - это великое таинство. Ни одно мистическое или духовное мероприятие в древности не обходилось без особых танцев. Если Вы углубитесь в изучение этой темы - то обнаружите, что танец стоит на очень высокой позиции среди эзотерических практик до сих пор. Взять только одну Африку, где аборигены танцуют невообразимые танцы, которые словно прописаны у них в ДНК. Т.е. они настолько сложны, что даже опытные танцоры с трудом могут повторить это. Танцуют буквально все. Шаманы, индейцы, йоги, тантрики, кришнаиты наконец. А уж про этнические танцы можно и не говорить - их бесчисленное множество. Танец - это проявление Бога (божественного) внутри нас. Поэтому есть поговорка "Я не верю в Бога, который не танцует". Шива танцует всегда. Поэтому его ещё называют Натараджей - танцующим Богом.

Символизм Шивы Натараджи:

Ассоциирование Шивы с танцем известно со времен Пуран. Вместе с другими похожими танцующими иконографическими формами изображения Шивы Натараджи распространено по всей территории Индии, особенно на юге.

Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика (Апасмара), который символизирует невежество. Этот скульптурный образ является одним из символов Индии и широко используется в ее культуре. Танец, который выполняет Шива Натараджа, называется тандава. Он передает неистовство, ярость, силу, и ассоциируется с уничтожением Вселенной, которое выполняет Шива как бог-разрушитель.Вместе с тем, танец Шивы, согласно индуистской мифологии, необходим для поддержания ритма жизни и создания мира. Считается, что прекращение танца приведет к концу света.

Кобра, которая символизирует кундалини, извивается кольцами вокруг нижней правой руки Шивы, которая показывает Абхаю-мудру — покровительственный жест, который означает защиту от зла и невежества. Также это положение руки говорит об отсутствии страха, спокойствии, невозмутимости, мгновенном принятии происходящего, выжженной эмоциональности.

На лбу у него полумесяц, а на шее ожерелье из черепов.
Вокруг Натараджи арка из огней, которые олицетворяют страдания души от бесконечных перерождений перед освобождением. Существует и другое объяснение: пламя показано в движении вокруг тела Шивы, который воплощает в себе вселенную. Таким образом создается впечатление, что Шива находится внутри огненного круга. Однако огонь только один, круг – это иллюзия, а Шива – тот, кто создает майю.

Верхняя правая рука держит маленький барабанчик в форме песочных часов дамару (санскр. ḍamaru IAST), вибрации которого создают изначальный звук Ом_(мантра).

На ладони верхней левой руки пылает костер, который означает уничтожение или знание, которое разрушает этот мир.
Нижняя левая рука указывает на приподнятую ногу, что символизирует процветание и освобождение. По другой интерпретации, она указывает на землю, напоминая о том, что существуют реальные вещи, которые нужно осознавать, в отличие от тех, что создаются разумом.

Натараджи танцует на спине демона Апасмара, это символизирует победу над необразованностью и эгоизмом, над дуализмом, отождествлением с собственным телом и умственными концепциями.
Косы Шивы, обычно собранные в узел, здесь развеваются во все стороны.

Стоическое выражение лица Натараджи символизирует его нейтралитет и спокойствие.

Бог Шива стоит на правой ноге (стИта пАдам) - устойчивая и хорошо зафиксированная поза, его левая нога (мОкша пАдам или ануграхА пАдам) символизирует награду освобождения от цепи бесчисленных рождений и смертей (мОкша). Карлик-демон, поверженный им, чаще всего трактуется как невежество, а более подробно: он есть олицетворение болезни (рОга), лихорадки (джвАра) и смерти (мАрана), которые, с одной стороны, естественны для всего живого, а с другой - являются жестоким их наказанием. Подавляется всё вышеописанное зло только чистым божественным сознанием, которое в данном случае представлено самим Шивой. Демон укрощён, но не мёртв, потому что он тоже часть жизни, её реалий, часть исполняемого Шивой танца.

Подобно гирлянде обрамляет фигуру Натараджи огненное кольцо - это джвАла мАла прАбха мАндала (джвАла - мерцание пламени, мАла - гирлянда, прАбха - озаряющий, мАндала - круг, окаймление). Это исходящая от него мощь и энергия, порождающая и уничтожающая миры.

Лицо его обрамляют спутанные кудри, среди которых иногда можно найти изображение священной реки и богини ГАнга. Легенды сообщают о том, что Шива сумел укротить гнев и ярость Ганги, когда миру людей угрожала опасность разрушения, он принял тяжесть водных потоков на свою голову. Один из его эпитетов звучит как "носящий Гангу" (ГАнга дхАра). В его волосах она символизирует богатство и изобилие (сампАт самврУдхи). Причёску Натараджи венчает полумесяц (чАндра рЕкха), это растущая луна (не убывающая!). Она символ прелестей материальной жизни (всевозможные удовольствия всех пяти чувств и услаждения нашего эго). Луна также является божеством времени (кАла), в этой связи Натараджа - бог, главенствующий над самим временем. Его именуют "великим временем" (махА кАла), потому что неизмеримое время было создано им, и он контролирует время жизни всех живых существ.

Три его ока - это солнце (сУрья) справа и луна (чАндра) слева (по этим же сторонам крепятся на голове танцовщицы соответствующие украшения), в то время как третий глаз (джнАна нЕтра - око мудрости) находится посередине лба в области межбровья. Именно эту часть лба в индусской традиции отмечают знаком тИлак, бИнди, бутту (красная точка). Этот третий глаз имеет способность, о которой мечтают многие мудрые: распознавать истину и заблуждение. Если глаза "солнце" и "луна" видят свет и тьму, доброе и злое, хорошее и плохое и прочие пары противоположных понятий, то глаз мудрости анализирует полученный от них "материал" прежде чем отправить проработанную информацию в "центр принятия решений"- сознание (мАнас).

Бог Шива На мочке правого уха НатарАджи красуется золотая серьга (мАкара кУндала) в форме фантастического существа мАкара, отдалённо напоминающего крокодила (изображение мАкары часто украшает фасады индусских храмов). Такая форма серёг была предназначена для ношения исключительно мужчинами. МАкара кУндала указывает на Шиву как на верховного наставника (гурУ). В старые времена в Индии такой серьгой отмечали заслуги учёных, учителей, достигших в своей области наивысшего мастерства. Этот знак - символ полнейшего знания, а носящий его, следовательно, является обладателем полноты знания в своей области.

Его левое ухо украшает серьга декоративной формы, лишённая особой символики (татАнка). Такая серьга является обычным украшением и мужчин, и женщин, хотя в конкретном случае она представляет божественную красоту, часто проявляющуюся в красоте женщин. Шива объединяет в себе природу мужского и женского начал в своей форма АрдханарИшвара (Ардха - половина, нари - женщина, Ишвара - владыка), он одновременно и мужчина, и женщина, однако эта "половинчатость" не приписывается самому богу (Ишвара). Считается, что Шива сам выделил эти части в самом себе.

Вокруг его шеи, рук или груди обвивается кобра. Это кундалИни шАкти ("пребывающая в спящем режиме" энергия), шАкти означает внутреннюю энергию любого существа, это запас жизненных сил (йога учит правильно использовать эту силу).

С левого плеча спускается на грудь Шивы священный шнур (Яджна пАвитам) - символ чистоты помыслов и деяний. Наличие этого шнура (а также чистота помыслов и деяний) - одно из требований, предъявляемых к исполнителю священного ведического ритуала (Яджна), цель которого - духовное очищение. Не имеющий этого особого знака невправе исполнять Яджну. Шива, таким образом, полномочен свершать Яджну в особо крупных масштабах, таких как творение, поддержание, уничтожение вселенных.

Бог Шива представляет принцип (гУна) тАмас - невежество, косность, но как глубок этот символ: он разрушает мир, погрязший в невежестве, он заканчивает один цикл жизни и он же создаёт "площадку" для нового - он опустошает и очищает мир от старого, чтобы дать жизнь новому...
Одежды и украшения Шивы - чаще всего шкура тигра и драгоценности: золотые ожерелья с бубенчиками, издающими мелодичный звон, украшают его буквально с ног до головы (грудь, талия, бёдра, запястья и, конечно, щиколотки). Согласно легендам, звуки ножных браслетов (гхУнгхру) Натараджи превратились впоследствии в исполнительские виды искусства: музыку, пение, танец и театр.

Почему же Шива показан танцующим? Быть может создатель этого образа пожелал подчеркнуть вечно меняющийся мир, его непрерывную динамику, которую лучше всего передаёт именно танец. Быть может он хотел подчеркнуть божественное предназначение искусств.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://oktmag.chudoforum.ru
 
Танец Шивы (Октябрьский)
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Даниил - Самый умный
» 108 имён Господа Шивы (Шиварчана)
» Ирина и Даниил
» Разиил
» Молитва о семейном счастье Архангелу Варахиилу – покровителю благочестивых семейств

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магия в городе Октябрьский :: Октябрьский :: Основы-
Перейти: