Магия города Октябрьский
 
ФорумКалендарьЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Илья Репин: тайна портрета старухи…

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Аэгнор



Сообщения : 196
Дата регистрации : 2017-11-07

СообщениеТема: Илья Репин: тайна портрета старухи…   Чт Ноя 30, 2017 5:04 pm




Согласившись нарисовать портрет одинокой пожилой женщины, великий художник и подумать не мог, что это станет главной мистификацией в его жизни…


Пришествие ангелов

Будущий художник родился в семье потомственных торговцев лошадьми — людей весьма состоятельных, а потому родители, Ефим Васильевич и Татьяна Степановна, смогли дать сыну престижное образование. Уже к 10 годам он знал наизусть многие произведения Пушкина, грамотно писал, владел арифметикой и мог процитировать любую главу из Закона Божьего. Правда, родители полагали, что Илья продолжит их путь, займется лошадьми, но… Однажды двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин, принес в дом Репиных акварельные краски. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот самый момент: «С тех пор как Трофим принес мне краски, я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни…». Будущее было предопределено: как только юному художнику исполнилось 11 лет, его отдали в школу топографов — это единственная специальность, так или иначе связанная с рисованием (художники, рисующие карты местности, были востребованы). Но… Доучиться там Илье было не суждено.

Как позднее он писал в воспоминаниях, однажды во сне ему привиделись маленькие ангелы с золотистыми крылышками, которые пропищали ему тонкими голосками о том, что не ту профессию он избрал по жизни, но еще не поздно все изменить… «Твое предназначение быть художником божьим», -пропищали ангелы, и Илья проснулся с твердым намерением оставить школу и… найти того, кто бы обучил его писанию икон. Сон он расценил как знак того, что ему суждено стать иконописцем.


Природная чуйка

Репин по своей воле уходит из школы, из-за чего у него случается нешуточный скандал с родителями. Но самое удивительное происходит через две недели после оставления им учебного заведения. Школа лишается финансирования государства, и ее закрывают за ненадобностью — власти решили, что обучили достаточно топографов на тот момент.

«Гнев родителей сменился на милость, — вспоминал Репин. — Мама, которая называла меня лентяем за то, что я не захотел продолжать учиться на топографа, стала говорить, что во мне есть природная чуйка — иначе как я мог почувствовать, что школа скоро закроется…»

В поисках учителя-иконописца Илья обошел несколько храмов, пока однажды в одном из них ему не улыбнулась удача. Прямо на дверях он

прочел объявление о том, что Ивану Михайловичу Бунакову, весьма известному в городе живописцу и портретисту, нужен подмастерье. Придя к нему в мастерскую, Илья понял, почему объявление было вывешено в храме: Бунаков, оказывается, получил большой заказ на написание икон, и ему нужен был человек, который сможет рисовать именно лики святых.

Так Репин приобрел не только учителя, который раскроет ему все секреты мастерства, но и прекрасную работу с приличной зарплатой. Но главное — работа ему нравилась, он получал наслаждение от нее и мог день и ночь напролет, забыв об обеде, отдыхе и сне, писать иконы, пока кисть не оставит на полотне последний мазок. Причем, как говорили, во многих работах ученик превзошел учителя — и уже вскоре покупатели за рисунки Репина стали платить больше, чем за иконы самого Бунакова, а весть о талантливом ученике распространилась далеко за пределы небольшого городка Чугуева… Юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. А один из них предложил юноше выгодный контракт: ему обещали платить 25 рублей в месяц (при средней зарплате в те времена в 10 рублей) за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещается из города в город. Так в 16 лет юный Репин впервые покинул родительский дом.


Исчезновение старухи

В 1863 году артельщики работали в городе Острогожске Воронежской губернии — расписывали храм. В один из дней к мастерам приковыляла пожилая женщина, представившаяся Авдотьей Федоровной. Она сказала, что всю жизнь жила одиноко и чувствует, что вот-вот отдаст богу душу, а у нее нет ни детей, ни родственников, и спустя годы о ней никто даже и не вспомнит.

«Вот все, что скопила за жизнь, — старуха развернула платок, в который были завернуты монеты. — Хватит на то, чтобы меня нарисовать? Хочу на себя со стороны взглянуть и оставить о себе память…»

Работать за те копейки, что предлагала бабушка, никто не согласился. Кроме… Репина. Вечером после работы он пошел в ее дом и за ночь нарисовал портрет. Уже под утро старуха, провожая его, погладила по спине, сказав фразу, которую он запомнит на всю жизнь: «Ты станешь великим художником, твое имя будут знать все поколения. Я даю тебе свое благословение»…

Ее слова юного художника лишь потешили -всерьез он их не воспринял. Тем не менее стать известным он мечтал, но одних только икон ему было уже мало. Заработав достаточно денег, он отправился в Петербург — учиться в Академии художеств, где провел 8 лет жизни. За это время он написал картины, которые его прославили, некоторые принесли награды и были куплены частными коллекционерами. Особенно пользовались успехом евангельские сюжеты, воссозданные им на полотнах, и портреты богатых людей, за которых студентов академии ругали, но те продолжали тайно писать их на заказ.


Дом колдуньи

Карьера художника складывалась на удивление удачно. Уже вскоре заказы на работы он стал получать со всей страны, на его полотнах оживали великие люди того времени (достаточно вспомнить вошедшие в историю портреты Тургенева, Мусоргского и Льва Толстого), он набрал учеников и даже стал ездить по городам, читая лекции и обучая рисованию детей.

Однажды Репин был проездом в Воронеже и вдруг вспомнил про ту самую старуху из Острогожска и решил заехать узнать — жива ли она, ведь прошло немало лет. «Интересна мне была и судьба портрета, — вспоминал Илья Ефимович. — Ведь теперь его можно продать в коллекцию Третьякова и на эти деньги выстроить большой дом за место старой лачуги…» Ее дома он не нашел — только поросший бурьяном пустырь. Поинтересовался судьбой старухи у местных жителей и ахнул: все они говорили, что бабка Авдотья на самом деле жила в тех местах, вот только отдала богу душу она еще в 1801 году и даже при всем желании не могла пригласить спустя 62 года после своей смерти к себе художника… Более того, она была колдуньей, которую все побаивались, а потому дом после ее смерти спалили, а на его месте никто не отважился строиться — поэтому место и заброшено десятки лет…

в последние годы жизни в Финляндии (Куоккала, где жил Репин, оказалась отрезанной от России, а возвращаться на родину он не захотел) он не раз вспоминал ту самую старуху, называя случившееся «главной мистификацией в своей жизни».

Сегодня о портрете старухи ходят легенды — говорят, он обладает мистической силой и его мечтают заполучить все маги, а он кочует из одной коллекцию в другую. Но искусствоведы убеждены, что нет ни одного современника, видевшего этот портрет. Между тем на черном рынке произведений искусств за него — если он обнаружится -коллекционеры готовы заплатить 100 млн долларов…
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 
Илья Репин: тайна портрета старухи…
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магия в городе Октябрьский :: Октябрьский :: Это Полезно Знать-
Перейти: